ВДВ Третьего рейха: метод проб и ошибок. Операция «Меркурий»

Операцию «Меркурий» (по захвату острова Крит 20 -31 мая 1941 года немецкими войсками) принято считать «Пирровой победой» Германии и одной из позорных страниц военной истории Великобритании.

12 0

Часть 2

                                                                                                                                        Автор: Павел Бибик

Операцию «Меркурий» (по захвату острова Крит 20 -31 мая 1941 года немецкими войсками) принято считать «Пирровой победой» Германии и одной из многочисленных позорных страниц военной истории Великобритании. События в конце мая 1941 года показали наиболее уязвимые места воздушно-десантных войск Гитлера. Однако, несмотря на все трудности, они выполнили обещание по захвату острова – неприступного барьера для входа в Эгейское море, великолепного плацдарма для развития успеха в дальнейших наступательных операциях.

Стратегическое значение острова Крит

Неудачи итальянцев в войне с Грецией, начатой в конце октября 1940 года, вынудили Адольфа Гитлера для поддержки своего союзника Муссолини увеличить военное присутствие на Балканах. Успешная военная операция против Югославии, начатая 6 апреля 1941 года закончилось полным разгромом югославских вооруженных сил менее чем за две недели. Одновременно с этим немцы ударили по Греции и 21 апреля 1941 года она капитулировала. Гитлер был готов закончить авантюру на Балконах, которая привела его в Средиземное море, захватом Пелопоннеса, а дальше все его помыслы были устремлены на Восток.

Это решение, высшее военное руководство рейха не поддерживало, предлагая «осчастливить» присутствием своей армии множество других мест на земном шаре.  Например, остров Крит, который особенно был интересен гросс-адмиралу Редеру и рейхсмаршалу Герингу. Наличие на этом клочке суши военных баз давало бы возможность немецкому флоту и авиации решать несколько важных стратегических задач:

  1. Возможность защиты бесперебойного снабжения военных баз итальянских союзников, расположившихся на островах Додеканес.
  2. Прикрытие нефтяных районов Плоешти в Румынии от действий британской авиации.
  3. Увеличение радиуса собственной авиации, вплоть до Суэцкого канала, Порт- Саида, Александрии. Поддержка войск Роммеля и создание дополнительных трудностей для англичан.

Захват Крита давал серьезные преимущества, способные повлиять на исход противостояния Германии и Великобритании. Командующий немецких авиадесантных частей люфтваффе генерал-майор Курт Штудент не мог остаться в стороне. Взяв инициативу в свои руки, он доложил о готовности вверенных ему подразделений захватить остров. Его уверенность постепенно смогла переубедить даже скептически настроенного фюрера. Операции «Меркурий» дали «зелёный свет».

Несовершенство немецких средств десантирования

Наспинные парашюты Rz16 и Rz20 раскрывавшиеся при прыжке автоматически были приняты на вооружение в 1940 и 1941 годах. Их белый шелковый купол с полюсным отверстием имел также камуфляжную расцветку, а площадь составляла 54 м2 с 28 панелями. Конструкция лямок подвесной системы у всех парашютов была практически идентична.

Сложенный купол укладывался в сумку. Его верхушка при этом фиксировалась с горловиной сумки стропой. Сама сумка была соединена с вытяжным фалом и крюком с карабином, цепляющимся за проволочный трос или продольную балку, проходящую вдоль фюзеляжа самолета. Прыжок осуществлялся головой вниз. Сила веса парашютиста, импульс от противоположного движения самолета заставляли стропы выдергивать из ранца купол. Сам ранец и вытяжной фал при этом оставались внутри самолета. Наполняющийся воздухом купол расправлял стропы, а они возвращали тело в нормальное положение.

Плюсом в данной конструкции  был относительно малый промежуток времени, требующийся для наполнения купола воздухом. Рекомендуемая высота не менее 90 метров, но при десантировании на Крите иногда она достигала не более 75 метров.

А дальше шли минусы… Один из них — немецкий десантник не мог выпрыгнуть вместе с винтовкой. Все его оборудование, вооружение спускалось отдельно в грузовых контейнерах, снабженных алюминиевым горшкообразным амортизатором. До контейнера еще нужно было добраться, при этом разброс между бойцами, покидающими машину, составлял в среднем от 30 до 50 метров. Второй неприятный момент – отсутствие возможности управления своим спуском. В такой ситуации безопасное приземление всецело зависело от скорости ветра. Сильная раскачка могла привести к жесткой посадке, что чревато травмами и летальным исходом.

Планы немецкого командования

Англичане подозревали, что Гитлер не ограничится Балканами. Если Крит и будет атакован, то при тесном взаимодействии флота и воздушно-десантных сил. Уинстон Черчилль телеграфируя генералу Уэйвеллу, рассматривал остров Крит как прекрасную возможность одним ударом разгромить немецких парашютистов, требуя держать оборону до последнего.

Тем временем генерал Штудент анализируя свой опыт в Голландии, пришел к выводу о целесообразности захвата всех имеющихся на острове аэродромов. Их было четыре (Канея, Гераклион, Малеме, Ретимнон). Этим должны были заняться его парни, подготовив необходимый плацдарм для высадки горных егерей, а затем совместными усилиями развить наступление.

Из–за нехватки авиации десантирование предполагалось проводить в два этапа. Первый (утром) бросал в бой ударные группы в Канее и Малеме. Спустя несколько часов вторая волна должна была взять под свой контроль Ретимнон и Гераклион. Упорного сопротивления противника не ожидалось.

Что–то пошло не так

Первые 90 десантников приняли тяжелый бой, понеся огромные потери к югу от Малеме, но позиции вражеской зенитной артиллерии были захвачены. Теперь можно было нанести удар по самому аэродрому силами 3 рот, под командою майора Коха. После десантирования только одной роте удалось приземлиться в указанном месте. Две другие, включая командира, попали на хорошо укрепленные позиции британцев. Не менее половины атакующих, включая майора, получили ранения. Успех предприятия висел на волоске, однако единственно уцелевшая рота развила такую бурную деятельность, что смогла захватить позиции обороняющихся британцев к западу и югу аэродрома.

Высланная им на помощь еще одна группа не смогла собраться в точке высадки на северо-востоке, а дальше попала под ураганный огонь новозеландцев, охранявших высоту 107. Даже генерал Мейндль получает множество ранений в ходе неудачной высадки, а его оперировал врач, с поломанными ребрами.

Примерно такая картина наблюдалась на острове повсюду. Кто-то спускался на воду или на позиции противника, кого-то отнесло в горы. Немецкие парашютисты несли огромные потери, нигде не добившись серьезного успеха, разбросанные на огромной площади. Вдобавок ко всем бедам вторая волна задерживалась из-за проблем обеспечения. Большинство раций утеряно. Командование не знает истинного положения вещей, продолжая следовать заранее разработанному плану. Но самое страшное то, что противник, которого считали легкой добычей, не способным к серьезному сопротивлению, показал зубы. Теперь спесивые гитлеровские воины сами стали жертвой. У них в строю остается не более 5000 боеспособных солдат. Не хватает боеприпасов, всех мучает жажда, тяжелого вооружения нет. А самое худшее ждет впереди, если англичане начнут контратаку…

Утраченные возможности

Командующий обороной острова генерал-майор Бернард Фрейберг предполагал, что основной удар немцев произойдет с моря. Выжидая, он накапливал силы. Его грубейшей ошибкой воспользовался противник, чтобы перегруппироваться.

Одной из самых сильных качеств немецкого солдата – способность самостоятельно принимать решения, проявляя разумную инициативу, как нельзя лучше была продемонстрирована в битве на этом клочке суши. Несмотря на нехватку снабжения, находясь под обстрелом артиллерии, сражаясь с числено превосходящим их противником, немцы упрямо вгрызались в землю, отказываясь признавать свое поражение.

Еще одной грубейшей ошибкой англичан,являлось недооценка возможностей люфтваффе, наносящих колоссальный урон на море и суше.

Хватало ошибок и у немцев:

  1. Неудовлетворительная работа разведки.
  2. Проблемы с материально-техническим обеспечением.
  3. Несовершенство парашютных систем.
  4. Переоценка возможностей собственной авиации.

Немецкие воздушно-десантные силы в битве за Крит прошли суровую проверку, из которой они вышли с честью.

12 0

Автор публикации

не в сети 6 часов

Павел Бибик

3
Комментарии: 1Публикации: 15Регистрация: 03-06-2019
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Войти с помощью: 
Генерация пароля